Главная > Новости > Связь времен

Связь времен

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии в белорусском городе Дятлово (Гродненская область) начинал строить еще в 1624 году великий гетман литовский Лев Сапега. За 400 лет костел пережил несколько пожаров, утрату главного алтаря и первоначального интерьера, но все же выстоял и сегодня являет собой яркий пример виленского барокко.

Не так давно в одном из складских помещений костела была обнаружена свечная люстра с хрустальным убором, предположительно конца 19 века. Редкая  удача, когда  на  реставрацию к нам попадает старый свечной светильник. Сколько десятилетий он пылился в углу, точно неизвестно. Может, лет сто. 

Связь  времен

Высота – 1000мм, диаметр – 600 мм, 15 свечей (десять в нижнем ярусе и пять в верхнем). Основа конструкции – сплошной центральный шток с нанизанными тиходутыми стеклянными «вазиками» и «флаконами». Шток вверху завершается короной, внизу – латунной сферой диаметром 120 мм с декоративными литыми накладками. Тяги, бобешки и профитки подсвечников также выполнены из латуни по технологии художественного литья.

Насыщенный хрустальный убор представлен пятью видами подвесок, включая плоские плакетки, обелиски, ромбовидные трехгранные подвески с насечкой, а также стеклянными «колокольчиками». Со временем большая часть хрустального убора была утеряна и дополнялась разнородными по величине и стилю хрустальными декоративными элементами.

Не перестаю удивляться мастерам-бронзовщикам прошлых времен: тончайшее художественное литье,  проработанный  рельеф, «золотое  сечение»  даже в самой  мелкой  детали конструкции, плавные  волюты, абсолютная  симметрия  – и  все  это  без 3D фрезерных  станков и  компьютерного моделирования.  Только глаз  и  руки  художника.

Поэтому и  реставрационные  работы  –  самые  бережные, максимально сохраняющие конструкцию и отделку. При воссоздании пришлось  немного  повозиться  с  утерянным хрустальным  убором. Удалось убрать следы коррозии на латунных элементах и отрихтовать деформированные детали конструкции.  Но конечный  результат стоил того. Пышное хрустальное убранство светильника сразу относит  его в  категорию  замковых или  дворцовых. При  этом похожие  модели  при сопоставлении стилистики реставрируемого  светильника мы  обнаружили в знаменитом немецком замке Хайдексбург (Heidecksburg) в городе Рудольштадт, Тюрингия.

Не  исключено, что и  дятловскую люстру  создавали немецкие  мастера. Вот только как  она  попала в  белорусский городок Дятлово?

Сергей Герасимович.

Заместитель директора ЗАО «Каскад»