Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии в белорусском городе Дятлово (Гродненская область) начинал строить еще в 1624 году великий гетман литовский Лев Сапега. За 400 лет костел пережил несколько пожаров, утрату главного алтаря и первоначального интерьера, но все же выстоял и сегодня являет собой яркий пример виленского барокко.
Не так давно в одном из складских помещений костела была обнаружена свечная люстра с хрустальным убором, предположительно конца 19 века. Редкая удача, когда на реставрацию к нам попадает старый свечной светильник. Сколько десятилетий он пылился в углу, точно неизвестно. Может, лет сто.
Высота – 1000мм, диаметр – 600 мм, 15 свечей (десять в нижнем ярусе и пять в верхнем). Основа конструкции – сплошной центральный шток с нанизанными тиходутыми стеклянными «вазиками» и «флаконами». Шток вверху завершается короной, внизу – латунной сферой диаметром 120 мм с декоративными литыми накладками. Тяги, бобешки и профитки подсвечников также выполнены из латуни по технологии художественного литья.
Насыщенный хрустальный убор представлен пятью видами подвесок, включая плоские плакетки, обелиски, ромбовидные трехгранные подвески с насечкой, а также стеклянными «колокольчиками». Со временем большая часть хрустального убора была утеряна и дополнялась разнородными по величине и стилю хрустальными декоративными элементами.
Не перестаю удивляться мастерам-бронзовщикам прошлых времен: тончайшее художественное литье, проработанный рельеф, «золотое сечение» даже в самой мелкой детали конструкции, плавные волюты, абсолютная симметрия – и все это без 3D фрезерных станков и компьютерного моделирования. Только глаз и руки художника.
Поэтому и реставрационные работы – самые бережные, максимально сохраняющие конструкцию и отделку. При воссоздании пришлось немного повозиться с утерянным хрустальным убором. Удалось убрать следы коррозии на латунных элементах и отрихтовать деформированные детали конструкции. Но конечный результат стоил того. Пышное хрустальное убранство светильника сразу относит его в категорию замковых или дворцовых. При этом похожие модели при сопоставлении стилистики реставрируемого светильника мы обнаружили в знаменитом немецком замке Хайдексбург (Heidecksburg) в городе Рудольштадт, Тюрингия.
Не исключено, что и дятловскую люстру создавали немецкие мастера. Вот только как она попала в белорусский городок Дятлово?
Сергей Герасимович.
Заместитель директора ЗАО «Каскад»