«Душа имеет форму шара…» А.Вознесенский.
Мечта любого дизайнера – воплотить выношенную и выстраданную бессонными ночами идею в материале. Довести до стадии, когда замысел, пока еще витающий в области то ли ноосферы, то ли в энергетическом поле эгрегора, материализуется в виде вполне осязаемого и видимого физического объекта.
Это становится возможным только в том случае, если идея художника-дизайнера находит отклик в головах людей, привыкших оперировать формулами и цифрами в рамках системы единиц физических величин, а также категориями сопромата и сопряжения.
В этом смысле светильник является наиболее удачным примером совмещения граней искусства и инженерии. С одной стороны, это искусственный источник света и прибор, перераспределяющий свет внутри больших телесных углов, а также обеспечивающий угловую концентрацию светового потока. С другой – арт-объект с внешними свойствами, присущими Ренессансу, готике, неоклассицизму или хай-тэку.
Уклон в инженерную и конструкторскую часть обеспечивает светильнику сугубую утилитарность и прямое назначение – освещать пространство. Акцент на художественной форме светильника сразу переводит его в плоскость доминанты интерьера, когда глаз человека снова и снова фокусируется на его элементах. Подобный эффект вызывает только нахождение в интерьере картины или скульптуры настоящего мастера.
В качестве примера именно такой работы рассмотрим светотехнические инсталляции в деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в России в исторической части Москве на улице Маросейка, изготовленные закрытым акционерным обществом «Каскад», одной из самых известных и профессиональных компаний на территории постсоветского пространства, которые работают в области эксклюзивной светотехники.
В основе инсталляций – прозрачные и цветные стеклянные шары различного диаметра. Шары выполнены в ручной гутной технологии мастерами-стеклодувами. По замыслу архитекторов и дизайнеров подвешенные в воздухе шары должны зрительно формировать композицию «шар в кубе».
Конструкторам предстояло решить техническую задачу найти способ подвески шаров, чтобы максимально минимизировать подвес, а художникам пришлось вручную подбирать высоту, необходимые диаметры и расположение шаров в композиции. Сразу стоит оговориться, что попытки смоделировать такую композицию при помощи компьютерных программ параметрического моделирования ни к чему не привели. Только руки и глаза художников смогли выстроить в пространстве необходимую фигуру с необходимыми гармоничными цветовыми и формообразующими переходами.
Для засветки композиции использовались светодиодные источники света, установленные на панели из отполированной до состояния зеркала нержавеющей стали.
Общее количество шаров с диаметром от 60 до 200 мм в композициях насчитывает более десяти тысяч.