Главная > Блог > «На золотом крыльце сидели…»

«На золотом крыльце сидели…»

Тернистый путь развития человеческой цивилизации от древних  государств Месопотамии  и империи инков до искусственного аппарата «Вояджер» и iPhone последнего  поколения неразрывно  связан  с химическим элементом первой  группы периодической  системы  Менделеева под  номером  79. Под этим двузначным и с виду ничем не примечательным номером скрывается  золото — первый металл,  к которому  на  земле приложил  руку  человек.  Золотые украшения, найденные археологами в культурных слоях,   датируются еще эпохой неолита, а  те же  воины-инки использовали в бою булаву, увенчанную  массивной шестиконечной  звездой  из  золота. При  этом величина  булавы  соответствовала воинскому  ранжиру.

«На  золотом  крыльце  сидели…» Особые  свойства  пластичности  и  ковкости, благородный оттенок превратили  золото в самый распространенный материал для художников и  ювелиров античности. Но настоящая эра золота началась после наделения его функцией всеобщего эквивалента, когда оно  превратилось  в общепризнанное  мерило  всех существующих ценностей, труда  и товара. Плата за яростное и  неистовое поклонение «царю  металлов» чаще всего взималась жизнью. И флотилии Колумба и Васко да Гамы покидали свои гавани вовсе не  ради  удовлетворения жажды познания или уточнения  картографических пробелов, и «золотая  лихорадка» терзала умы и человеческие организмы не  хуже сегодняшнего коронавируса, а средневековые алхимики в поисках философского камня и способа превращения неблагородных металлов в благородные перевели в своих ретортах тонны свинца и  ртути. Фетиш золота по своей устойчивости сравним во времени разве что с пирамидой Хеопса. А все потому, что общество провозгласило золото единственным богатством, достойным  уважения.

Однако, оставим эту бесспорную экономическую функцию для  исследователей истории монетарных и  меркантилистских систем. Нас  будет  интересовать только прикладное использование золота в светотехнике,  а  именно – гальваническое  золочение.  

Исходным материалом,  на  который наносится золотое покрытие  является  латунь, один из самых популярных металлов для изготовления  светотехнических изделий,  начиная  с XIX века. Такой  выбор не случаен, так  как латунь  легко поддается  механической  обработке,  а  относительно  невысокая  температура  плавления  (в пределах 880–950° С) и высокие показатели  текучести  делают латунь  незаменимой для художественного  литья и  создания  самых  изысканных моделей барокко и ампира.

Известно, что одним из недостатков латуни является ее невысокие антикоррозионные  свойства и низкая  способность к  сопротивлению не  только  агрессивным  средам, но  и  обыкновенной  влажности. Следы  коррозии на  латуни проявляются  в  виде неприглядных  бурых и  коричневых  пятен и,  в  отличие  от  «благородной  патины»  на  бронзовых  изделиях, воспринимаются только  как  дефект. Поэтому наличие защитного  слоя поверх  латуни является непременным  условием сохранения ее внешнего  вида. Один  из  действенных способов  защиты  — лакирование. Однако при этом внешний вид изделия всегда приобретает некоторую искусственность и напоминает  пластмассу.

Избежать такого нежелательного эффекта можно при использовании технологии  нанесения гальванического покрытия. Начала гальванотехники  заложил еще в XIXв  М.Фарадей,  именно он  ввел  в  научный  обиход термины электролит, электролиз, электрод, анод, катод, ион. анион, катион.  Суть физико-химического процесса гальванизации состоит в нанесении в  гальванической  ванне одного металла  на  другой при помощи осаж­дения его из водных растворов солей под действием электрического тока. В основе  гальванотехники лежат  два основных закона,  сформулированных  Фарадеем:

1-й закон. Весовое количество вещества, выделившегося на катоде или растворившеюся на аноде, прямо пропорционально количеству прошедшего через раствор электричества.

2-й закон. При пропускании одинакового количества электричества через растворы различ­ных электролитов количество каждого из выделившихся веществ пропорционально их химическим эквивалентам.

«На  золотом  крыльце  сидели…»

Гальваническая ванна состоит из электролита и погруженных в нее электродов, через которые проходит электрический ток от металлического проводника к электролиту. Если через рас­твор (электролит) пропустить ток, то положительно заряженные ионы металла будут двигаться к катоду (отрицательно заряженному электроду) и осаждаться на нем. Отрицательно заряженные ионы —  к аноду (положительно заряженный электрод). В гальванической ванне обычно катодом служат изде­лия, а анодом — металл, которым необходимо покрыть изделия.

В нашем случае в гальваническую ванну с раствором соли золота (точное  название – «дицианоурат калия», химическая  формула — K[Au(СN)2]) погружаются детали светильников —  кронштейны, обода,  чашки, короны, профитки, розетки. Обязательным условием является предварительное нанесение  на изделия подслоя из  никеля  или  кобальта,  которые существенно  повышают адгезийные  свойства для дальнейшего процесса  золочения.

Здесь стоило  бы  упомянуть о  пресловутых 24  каратах. В США, Великобритании  и  Европе принята каратная система  пробы золота,  в  России – метрическая. Значения проб в разных системах приведены ниже.

«На  золотом  крыльце  сидели…»

Однако при гальваническом золочении определяющим является  не показатель  пробы,  а  толщина покрытия! Про этот  маленький  секрет  вам  не  расскажут на предприятиях-изготовителях светотехники  в  Европе и, тем более, в  Китае. По  замерам в  среднем  толщина  золотого  покрытия  на сегодняшних европейских люстрах составляет всего полмикрона. (Для  сравнения — наименьшая  толщина  человеческого  волоса  составляет  40  микрон). При этом опытным  путем  установлено, что для  светотехнических изделий толщина золотого  покрытия  должна  находиться  в  пределах 3-5 микрон.

Итак, основная  роль гальванического золочения  —  защита  латуни  от  коррозии и  предохранение от ее разрушения на период  времени,  исчисляемый столетиями.  Дополнительный визуальный декоративный эффект рассматривается только в  контексте интерьерных решений с  точки  зрения эстетики. Естественно, наличие золотого покрытия существенно увеличивает  художественную ценность  изделия и  переводит  его, например, в  разряд фамильной  ценности. И  даже  более того  —  в  разряд  вечной  ценности.