Тернистый путь развития человеческой цивилизации от древних государств Месопотамии и империи инков до искусственного аппарата «Вояджер» и iPhone последнего поколения неразрывно связан с химическим элементом первой группы периодической системы Менделеева под номером 79. Под этим двузначным и с виду ничем не примечательным номером скрывается золото — первый металл, к которому на земле приложил руку человек. Золотые украшения, найденные археологами в культурных слоях, датируются еще эпохой неолита, а те же воины-инки использовали в бою булаву, увенчанную массивной шестиконечной звездой из золота. При этом величина булавы соответствовала воинскому ранжиру.
Особые свойства пластичности и ковкости, благородный оттенок превратили золото в самый распространенный материал для художников и ювелиров античности. Но настоящая эра золота началась после наделения его функцией всеобщего эквивалента, когда оно превратилось в общепризнанное мерило всех существующих ценностей, труда и товара. Плата за яростное и неистовое поклонение «царю металлов» чаще всего взималась жизнью. И флотилии Колумба и Васко да Гамы покидали свои гавани вовсе не ради удовлетворения жажды познания или уточнения картографических пробелов, и «золотая лихорадка» терзала умы и человеческие организмы не хуже сегодняшнего коронавируса, а средневековые алхимики в поисках философского камня и способа превращения неблагородных металлов в благородные перевели в своих ретортах тонны свинца и ртути. Фетиш золота по своей устойчивости сравним во времени разве что с пирамидой Хеопса. А все потому, что общество провозгласило золото единственным богатством, достойным уважения.
Однако, оставим эту бесспорную экономическую функцию для исследователей истории монетарных и меркантилистских систем. Нас будет интересовать только прикладное использование золота в светотехнике, а именно – гальваническое золочение.
Исходным материалом, на который наносится золотое покрытие является латунь, один из самых популярных металлов для изготовления светотехнических изделий, начиная с XIX века. Такой выбор не случаен, так как латунь легко поддается механической обработке, а относительно невысокая температура плавления (в пределах 880–950° С) и высокие показатели текучести делают латунь незаменимой для художественного литья и создания самых изысканных моделей барокко и ампира.
Известно, что одним из недостатков латуни является ее невысокие антикоррозионные свойства и низкая способность к сопротивлению не только агрессивным средам, но и обыкновенной влажности. Следы коррозии на латуни проявляются в виде неприглядных бурых и коричневых пятен и, в отличие от «благородной патины» на бронзовых изделиях, воспринимаются только как дефект. Поэтому наличие защитного слоя поверх латуни является непременным условием сохранения ее внешнего вида. Один из действенных способов защиты — лакирование. Однако при этом внешний вид изделия всегда приобретает некоторую искусственность и напоминает пластмассу.
Избежать такого нежелательного эффекта можно при использовании технологии нанесения гальванического покрытия. Начала гальванотехники заложил еще в XIXв М.Фарадей, именно он ввел в научный обиход термины электролит, электролиз, электрод, анод, катод, ион. анион, катион. Суть физико-химического процесса гальванизации состоит в нанесении в гальванической ванне одного металла на другой при помощи осаждения его из водных растворов солей под действием электрического тока. В основе гальванотехники лежат два основных закона, сформулированных Фарадеем:
1-й закон. Весовое количество вещества, выделившегося на катоде или растворившеюся на аноде, прямо пропорционально количеству прошедшего через раствор электричества.
2-й закон. При пропускании одинакового количества электричества через растворы различных электролитов количество каждого из выделившихся веществ пропорционально их химическим эквивалентам.
Гальваническая ванна состоит из электролита и погруженных в нее электродов, через которые проходит электрический ток от металлического проводника к электролиту. Если через раствор (электролит) пропустить ток, то положительно заряженные ионы металла будут двигаться к катоду (отрицательно заряженному электроду) и осаждаться на нем. Отрицательно заряженные ионы — к аноду (положительно заряженный электрод). В гальванической ванне обычно катодом служат изделия, а анодом — металл, которым необходимо покрыть изделия.
В нашем случае в гальваническую ванну с раствором соли золота (точное название – «дицианоурат калия», химическая формула — K[Au(СN)2]) погружаются детали светильников — кронштейны, обода, чашки, короны, профитки, розетки. Обязательным условием является предварительное нанесение на изделия подслоя из никеля или кобальта, которые существенно повышают адгезийные свойства для дальнейшего процесса золочения.
Здесь стоило бы упомянуть о пресловутых 24 каратах. В США, Великобритании и Европе принята каратная система пробы золота, в России – метрическая. Значения проб в разных системах приведены ниже.
Однако при гальваническом золочении определяющим является не показатель пробы, а толщина покрытия! Про этот маленький секрет вам не расскажут на предприятиях-изготовителях светотехники в Европе и, тем более, в Китае. По замерам в среднем толщина золотого покрытия на сегодняшних европейских люстрах составляет всего полмикрона. (Для сравнения — наименьшая толщина человеческого волоса составляет 40 микрон). При этом опытным путем установлено, что для светотехнических изделий толщина золотого покрытия должна находиться в пределах 3-5 микрон.
Итак, основная роль гальванического золочения — защита латуни от коррозии и предохранение от ее разрушения на период времени, исчисляемый столетиями. Дополнительный визуальный декоративный эффект рассматривается только в контексте интерьерных решений с точки зрения эстетики. Естественно, наличие золотого покрытия существенно увеличивает художественную ценность изделия и переводит его, например, в разряд фамильной ценности. И даже более того — в разряд вечной ценности.